Защита недвижимости. Что нужно знать собственникам

Каким образом можно заранее защитить недвижимость от неправомерных действий и получать оперативные уведомления о любых изменениях в её отношении? С таким вопросом в «Панораму столицы» регулярно обращаются наши читатели.

В регцентре «ЖКХ Контроль» горожанам рекомендуют внести в ЕГРН актуальный адрес электронной почты правообладателя. Он относится к дополнительным сведениям и вносится в Единый государственный реестр недвижимости по желанию. Благодаря наличию в нем электронной почты правообладатель может оперативно получить из Росреестра информацию о действиях со своей недвижимостью.
— По электронной почте Росреестр уведомит о поступлении пакета документов на регистрацию прав в отношении вашей недвижимости (в том числе, если документы поступили в электронном виде). Если вы ничего не знаете о предстоящей сделке, скорее всего, речь идет о неправомерных действиях в отношении вашего имущества. В этом случае вы можете связаться с сотрудниками Росреестра, и сделка не состоится, — пояснили нашим читателям в регцентре. — Также ведомство сообщит о возврате документов в отношении вашего имущества, представленных в электронном виде (при отсутствии в ЕГРН записи о возможности проведения электронной регистрации прав); об исправлении в ЕГРН технических или реестровых ошибок по принадлежащим вам объектам недвижимости.
А также об изменении данных правообладателя, характеристик принадлежащих ему объектов недвижимости, если сведения о таких изменениях поступили в орган регистрации прав из уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления (к примеру, площади, адреса, кадастровой стоимости, паспортных данных и т.д.); об аресте, запрете совершать сделки с недвижимостью в отношении ваших объектов недвижимости; о включении вашего земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории; о внесении в реестр сведений о публичном сервитуте, установленном в отношении принадлежащего вам земельного участка.
— Кроме того, по электронной почте вы сможете оперативно получить информацию о статусе рассмотрения своих заявлений на получение государственных услуг Росреестра, — уточнили в «ЖКХ Контроле». — Например, о результатах государственной кадастровой оценки в отношении принадлежащих вам объектов недвижимости; о ходе рассмотрения вашего запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН; о приостановлении, отказе, прекращении учетно-регистрационных действий или возврате без рассмотрения документов, представленных для учетно-регистрационных действий в отношении ваших объектов недвижимости, и т.д.
По электронной почте Росреестр сможет направить правообладателю все необходимые документы по результатам оказания государственной услуги по кадастровому учету и (или) регистрации прав на недвижимое имущество, если документы для оказания такой услуги были представлены в электронном виде.
По электронной почте информация направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав. Если документы бумажные, то еще один рабочий день уходит на их отправку из Росреестра в МФЦ.
Электронные документы законодательно приравниваются к бумажным аналогам. Документы Росреестра о результатах оказания услуг заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) должностного лица органа регистрации прав. Заявитель может получить документы в любое удобное для него время (с помощью мобильного телефона, компьютера или планшета). Вся информация защищена.
Указать адрес электронной почты можно при подаче заявления на осуществление учетно-регистрационных действий (к примеру, вы хотите зарегистрировать право собственности, поставить объект на кадастровый учет, получить выписку об объекте недвижимости и т.д.) Для этого адрес электронной почты нужно указать в определенной графе заявления.

Дарья Шучалина

Контекст
Если ваши контактные данные меняются, в том числе, адрес электронной почты, эту информацию в ЕГРН желательно актуализировать. Для этого вы вправе направить в Росреестр заявление с указанием обновленных данных. Если у одного объекта недвижимости несколько собственников, каждый из них обновляет свои данные самостоятельно.

К слову
Если ваши права зарегистрированы, но в ЕГРН отсутствует адрес вашей электронной почты, вы вправе представить в орган регистрации прав заявление о внесении в реестр сведений о таком адресе. Для этого вы можете:
— обратиться в любой МФЦ (независимо от места вашего жительства и места нахождения недвижимости);
— заполнить самостоятельно либо с помощью сотрудника МФЦ заявление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости (так называется форма необходимого вам заявления).
При этом нужно указать адрес вашей электронной почты в строке «об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе лица, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лица, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости» пункта 3.4 заявления.
Подать заявление можно по почте (ваша подпись должна быть нотариально удостоверена) и в личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра. Сведения об адресе вашей электронной почты будут внесены регистрирующим органом бесплатно в течение трех рабочих дней.