На лыжах в Киров

В этом году исполняется 44 года со дня лыжного перехода «Сыктывкар — Киров» (21 января — 2 февраля 1980 г.)

Тогда ещё не было интернета. Да, сейчас даже я, а мне почти 95 лет, пользуюсь интернетом. Но ещё несколько лет назад этого слова даже не знали. Но мы жили. И интересно жили. Вот, например, был случай.
Наступил 1980 год. Нашему городу должно было исполниться 200 лет. Это событие надо было как-то отметить. А давайте пройдем на лыжах от Сыктывкара до Кирова и посвятим это мероприятие родному городу! И не просто пройдем, а остановимся почти в каждом населенном пункте и расскажем о нас, о Сыктывкаре и своей работе.
Решить-то решили, но зима в разгаре, температура — до минус 40 градусов. Без должной организации и поддержки со стороны проделать такой путь невозможно. Раньше не было спонсоров, но были неравнодушные люди, были понимающие представители в партийных, властных и общественных организациях. Все они помогли нам организоваться и подготовиться к трудному переходу. И он состоялся, о нем уже много писалось в те далекие годы. Не будем повторяться, но и забывать не будем. Почти ежегодно своей командой мы отмечаем этот день.
На днях опять соберемся командой, будем вспоминать о тех событиях юности и подводить итоги. Тогда нас было 12 человек. Сейчас осталось восемь.
Вот наши имена: Э.И. Матюшин — замначальника Домостроительного комбината (ДСК), секретарь парткомитета, ветеран ВОВ; Ю.Г. Булкин — директор лыжной базы ДСК; П.Н. Пинягин — методист по производственной гимнастике ДСК; К.Г. Старцев — крановщик ДСК; М.Н. Пинягин — инженер отдела снабжения ДСК; Б.А. Порожний — крановщик завода КПД-ДСК; Л.А. Омелина — инженер отдела снабжения ДСК;
В.Г. Размыслова — медсестра лыжной базы ДСК; А.И. Тищенко — инженер института «Комигражданпроект»; М.С. Старцева — инженер по технике безопасности ЗЖБИ; М.Л. Тотмянин — инструктор по физкультуре «Сыктывкарстроя»; В.А. Туров — шофер АТП объе-динения «Комипромжилстрой».
Все члены команды были работниками строительной отрасли Сыктывкара. За доблестный труд отмечены званиями «Ударник коммунистического труда». Мужчины в разные годы служили в рядах Советской Армии, имели хорошую психологическую и физическую подготовку. Женщины были прекрасными спортсменами-лыжницами. Никто из нас не курил, мы жили по «сухому закону». Подготовка к переходу шла почти два месяца. Неудивительно, что мы шли почти свободно даже при температуре минус 40 градусов. Все успешно выдержали трудности перехода.
Во время лыжного похода были организованы незабываемые встречи с жителями сел, поселков и городов нашей республики и Кировской области, со старшеклассниками школ. Так было в селах Куратово и Объячево, в городе Мураши и поселке Мурыгино. В домах культуры сел Визинги, Ношуля, Летки, а также во Дворце культуры Кировского шинного завода состоялись интересные встречи с работниками местных предприятий. А как тепло встречали нас в коллективах подшефного совхоза «Пажгинский» и фабрики «Красный курсант» поселка Мурыгино. На окраине Кирова нас встречала делегация кировских домостроителей.
Спустя 30 лет на основании путевых заметок, дневников и воспоминаний участников была издана книга о лыжном переходе 1980 года. В своем отклике на книгу Р.М. Сажина, секретарь Сыктывкарского горкома КПСС (1978 -1988 гг.), отметила:
— Прошло много лет с замечательной даты — юбилея нашего города. А традиции, заложенные годами, незабываемы. Сегодня мы с удовольствием вспоминаем все проводимые мероприятия, акции, конкурсы, соревнования, посвящённые 200-летию города, в том числе и лыжный переход Сыктывкар — Киров. А какие прекрасные встречи проходили с населением всех сел и поселков по маршруту следования! Именно тогда нам удалось испытать незабываемое ощущение гордости за свой город, республику, свой народ. И хотелось бы, чтобы наше подрастающее поколение также научилось любить свои родные места, свою землю, научилось ответственности и постоянной дружеской поддержке.

Эдуард Матюшин,
ветеран Великой
Отечественной войны,
заслуженный работник
народного хозяйства Коми АССР.