Руслан Исянбаев: «Я делал трёхминутный мультфильм 2,5 месяца»

– Руслан, решение «лепить мультфильм» — это внезапное озарение или что-то в вашей жизни к тому вас готовило?

– Конечно, это не случайно. Я родился в 1991 году в Башкортостане, в городе Кумертау. Окрестности Кумертау очень красивы, просто настоящая Швейцария. Учился в специализированной башкирской гимназии, хотя, честно признаюсь, я не очень в ладах с башкирским языком (улыбается). Ещё в детском саду родители и их друзья заметили мои наклонности к рисованию и лепке, поэтому параллельно с гимназией я учился в городской художественной школе. Учёба давалась и всё шло к красному художественному диплому… если бы я не выбрал тему дипломного проекта, нарисовав боксёра Рокки Бальбоа – героя известного одноимённого фильма. «Нет, это слишком жестоко», – видимо, решила экзаменационная комиссия и поставила мне за дипломный проект четвёрку (улыбается). Помимо рисования, мне также хорошо давались лепка, скульптура и резьба по дереву.
– То есть судьба вела вас по ясно выраженной стезе?
– Да, после школы в 2007 году я поступил в Уфимский педколледж на специальность «Учитель рисования и черчения», но через год на семейном совете, взвесив все стороны, и прежде всего материальную, было решено сменить сферу деятельности. Вот тогда-то выбор пал на железнодорожный транспорт.
Я снова поступил – теперь уже в Уфимский железнодорожный техникум – и позаботился о гарантиях будущей работы, выпросив у начальника станции Кумертау Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги специальное целевое направление. И вот тут мне наконец удалось получить красный профессиональный диплом, применить в полной мере который удалось, впрочем, только через год: сразу после окончания техникума меня призвали в армию. В 2013 году вернулся в родной Кумертау. Приступил к работе в качестве оператора станционного технологического центра обработки поездной информации и документов. Через некоторое время решил расти в профессии, начав учиться на дежурного по станции, каковым и стал в 2014-м. Иногда приходилось исполнять и обязанности самого начальника станции.
– Судя по вашему рассказу, ничто не мешало расти и дальше, как раз до полноценного начальника станции, а может, и ещё дальше. Как вы оказались в Сыктывкаре?
– Буду откровенен: решающую роль сыграл материальный стимул. Я начал искать вакансии в системе железных дорог, понимая, что бОльшие, чем в Башкортостане, деньги могу получить только в более северных регионах. Так выбор пал на Сыктывкар. Вполне мог бы пасть и на Воркуту, и на Лабытнанги, но вакансия в тот момент отыскалась именно в столице Коми. Я прибыл сюда в 2019 году. Работа ответственная, формирование составов, сцепка, наблюдение за графиком движения поездов – но я совершенно не стесняюсь иной раз самостоятельно, например, покрасить те же башмаки (тормозные колодки под колёса вагонов – прим. ред.) или убрать снег.

Сюжет мультфильма Р. Исянбаева, в общем, незатейлив. Стрелочник гуляет по станции, и вдруг ветром у него сдувает кепку. Дежурный делает ему замечание: где, мол, кепка и почему идёшь без флажков? Тут он замечает, что в приближающемся к станции локомотиве уснул машинист («Никто из знающих людей, конечно, в это не поверит. В реальности такого быть не может – при современных средствах наблюдения, обнаружения и предупреждения сна», – улыбается Руслан). Дежурный три раза делает замечания машинисту, в конце концов перекрывает светофор с зелёного на красный, но, видя, что это ни к чему не приводит, сообщает о ЧП стрелочнику и идёт прямо навстречу тепловозу, берёт башмак, конечно, железнодорожный, изо всех сил кидает навстречу поезду – и поезд останавливается.
В своем мультике, как признается Руслан, ему хотелось юмористическим образом показать, что из любой, самой критической, ситуации всегда есть выход – если человек сам того сильно захочет.

— Что же послужило толчком к созданию мультфильма?

– Как такового толчка, пожалуй, не было. Всё это время меня не покидала мысль: а, бросить всё, взять холсты, подрамник, краски, сесть на велосипед – и на пленэр! И я это, конечно, сделаю. На пенсии (улыбается).
Предисловием к мультфильму можно, наверное, считать участие в 2020 году в конкурсе дежурных помощников по Сольвычегодскому отделению, на который требовалось представить художественные произведения о безопасности работы на станции. На стихи одного из моих предшественников на посту, Алексея Сумина, я на обычный смартфон снял видеоролик, с которым и поехал в Сольвычегодск. Жюри мне сказало: «Эх, если бы стихи, Руслан, были твоими, то тебе бы точно дали первое место. А пока – второе».
Новый творческий конкурс – опять же в масштабах отделения – должен был состояться в декабре 2023 года. Сначала я хотел снять что-то вроде короткометражного фильма, в котором был бы подчёркнут героизм тех, кто работает на станциях. Но потом столкнулся с тем, что, во-первых, для убедительности потребовалось бы задействовать немало техники, а во-вторых, совершенно невозможно оказалось найти людей на съёмку.
И тут мне в голову пришло: а почему бы не попробовать сделать мультфильм? Я взял в интернете несколько уроков по самостоятельной рисовке мультфильмов, после чего возникла идея сделать пластилиновый мультфильм (естественно, я вдохновлялся в первую очередь «Пластилиновой вороной»).

– Какой пластилин вы использовали?
– Самый обычный классический. За основу образов я взял героев мультсериала «Миньоны». Сами эти круглые фигурки помогают создать смешанные образы, в которых есть что-то и от детей, и от взрослых. Их можно использовать в разных ролях, и я выбрал три таких – машиниста, стрелочника и дежурного по станции. Слепил. Построил миниатюрную студию. И далее пошла съёмка: я двигаю фигурки и предметы, которым полагается двигаться (тепловоз, например) – снимаю (опять же на обычный телефон) – двигаю – снимаю – двигаю… и так у меня насобиралось несколько тысяч фотографий. Затем монтаж, работа с цветом и фильтрами.

— Мультфильм – это очень трудоёмкий процесс. Захотите ли вы ещё раз его повторить?
– Я уже хочу. И, конечно, сделаю.
— И наконец: вы уже пять лет живёте в Сыктывкаре. Как вам город?
— Сыктывкар может достойно конкурировать со многими городами, в которых я был. Например, с Самарой, где я учусь заочно в Университете путей сообщения. На мой взгляд, в Сыктывкаре жить в сто раз комфортнее. Потому, вероятно, здесь и развиваются в человеке творческие начала.

Беседовал
Валерий ЧЕРНИЦЫН
Фото Купавы Волковой
и из архива Руслана Исянбаева