Татьяна Сухогузова: «Учитель для ребенка – и наставник, и друг»

«Панорама столицы» представляет вниманию читателей интервью с одним из победителей муниципального этапа конкурса «Учитель года», который в числе прочих мероприятий нацелен на популяризацию профессии педагога в рамках национального проекта «Образование». О том, какие они – современные дети, а также об «изюминках» их обучения и о том, почему карьере в мегаполисах отдала предпочтение Сыктывкару, рассказала учитель информатики лицея народной дипломатии Татьяна Сухогузова.

Облака, сети и нечеловеческий интеллект

— Татьяна Васильевна, родом вы с юга Коми. Как оказались в столице республики?
— Родилась я в 1991 году в деревне Талица Прилузского района. Закончила девятилетнюю школу в соседнем селе Гурьевка. Приехала в Сыктывкар за следующим образованием: у меня диплом педагогического колледжа имени Ивана Куратова (учитель информатики).
Заочно позже училась в Коми государственном педагогическом институте по специальности «информационные технологии». Затем прошла магистратуру в Сыктывкарском государственном университете («информационные системы и технологии в образовании»).

— Почему именно информатика?
— Когда я пошла в первый класс, это было в 1998 году, к нам в глубинку приехал учитель информатики. На линейке его официально представили. Мне тогда стало интересно – что это за предмет такой? Назывался он в то время «ОВТ» (основы вычислительной техники»).
Спустя семь лет, в седьмом классе, когда начались уроки по этой дисциплине, она меня сразу увлекла. Есть фундаментальная классика знаний – русский язык, литература, химия и др. А это был предмет сродни космосу благодаря своей новизне.
Поскольку я уже тогда любила математику, информатика, тесно с ней связанная, давалась мне легко и в удовольствие. Нравится мне и то, что это новое направление, которое и по сей день постоянно развивается. Соответственно, я как учитель тоже бесконечно себя совершенствую.
— Например, в каких аспектах?
— Когда училось наше поколение, еще не было ничего известно про облачные технологии, нейронные сети, искусственный интеллект. А теперь про всё это рассказываю сегодняшним учащимся.
— Как давно вы преподаете?
— Первые записи в моей трудовой книжке связаны с профессией вожатого: работала в этом статусе в знаменитом всероссийском детском центре «Орленок» в рамках педагогической практики. Понравилась руководству, и на следующий год меня пригласили снова – уже старшей вожатой. Затем аналогичная работа у меня была в другом известном всероссийском детском центре — «Артек».

Каждому есть место в мире информатики

— А в системе среднего общего образования когда оказались?
— Устроилась учителем в лицей народной дипломатии Сыктывкара девять лет назад: преподаю информатику разным классам (в данное учреждение принимаются дети с седьмого класса – прим. ред.). В этом учебном году – восьмым и девятым.
— Наверное, проблем не возникает? Современное поколение весьма продвинуто в айти-сфере.

— На самом деле уровень у всех очень разный. Некоторые приходят на первые уроки, даже не зная, как включить компьютер. Тогда как другие к моменту начала преподавания информатики уже самостоятельно программированием занимаются.
Конечно, с годами уровень у всех становится достойным. У нас ведь лицей с углубленным изучением именно этого предмета.
— Каковы ваши особенности ведения уроков?
— Стараюсь не ограничиваться рамками ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта – прим. ред.). Для меня важно помочь подрастающему поколению наработать практические навыки.
— Например?
— Ну вот, скажем, с ребятами мы создаем обложки для их тетрадей. У каждого лицеиста в итоге она своя – индивидуальная, авторская. Убеждена, что в рамках общего образования важно обрести те знания, которые пригодятся потом в жизни. Как, скажем, умение делать презентации с 3D эффектами. А мои воспитанники это осваивают, причем с удовольствием. Владение информатикой пригодится в любой профессии, какую бы нишу будущие выпускники себе ни выбрали. И это их весомое конкурентное преимущество при поступлении на работу.
— Что еще умеют ваши подопечные?
— Я с ними провожу так называемые профессиональные пробы. Каждый пробует себя в разных аспектах: дизайн, программирование, изготовление видеороликов (и съемки, и режиссура, и монтаж).
Раскрываю девочек и мальчиков в соответствии с их талантами. Поэтому мой предмет нравится, без преувеличения, всем лицеистам. Каждому нахожу место в мире информатики.
— Как на это реагируют родители?
— Разумеется, с благодарностью. Один из примеров: у меня в классе была девочка с замечательными способностями к изготовлению видеороликов. Когда в семье появился ее братик, она снимала его на камеру и каждый месяц монтировала микрофильмы – как он растет. Это аналог фотоальбомам из нашего прошлого.
Конечно, мама и папа в восторге от того, что дочь пополняет домашний архив. Это история рода, что всегда очень ценно.

На конкурс – за стрессом!

— Татьяна Васильевна, почему решили участвовать в конкурсе «Учитель года»?
— Вы знаете, не устаю повторять детям, что состязания имеют важное значение. Это стрессовая ситуация, которая служит стимулом к саморазвитию благодаря вынужденному выходу на определенное время из зоны комфорта. Итог – прорывы, открытия, новые достижения.
К слову, в нашем лицее прекрасно отлажена эта система: ребята постоянно участвуют в олимпиадах, соревнованиях и так далее.
Что касается учителей, специфика профессии такова, что ты априори звезда перед классом. То есть ты как педагог изначально в позиции успеха находишься и к этому состоянию быстро привыкаешь. Класс не может не слушать тебя.
А на конкурсе положение совсем иное. Тут тебя жюри может раскритиковать за недостаточное мастерство. Я за то, чтобы не болезненно, а с благодарностью воспринимать информацию, когда тебе указывают на твои минусы.
Участие в конкурсах для педагогов – прекрасный повод для рефлексии: что я уже хорошо умею, а над чем мне еще предстоит поработать.

— Таким образом, это состояние конструктивного стресса вы решили испытать на себе?
— Да. Мне было важно прожить эти эмоции. В «Учителе года» участвую уже второй раз. В 2017-м в городском этапе я заняла второе место. В этом году – первое.
— Как проходил муниципальный этап?
— Сначала был заочный отсев. Кандидаты делились опытом в рамках интернет-ресурса. Это своеобразное методическое портфолио. Я создала сайт, чему, кстати, учу детей. Оценивалось владение не просто этим инструментарием как таковым. Внимание обращалось и на наполнение его содержанием.
Затем мы писали эссе по цитатам литературных классиков – на темы педагогики, воспитания, личности ребенка. На формулирование размышлений отвели всего четыре часа: мы были сами в роли учеников – писали эссе в управлении образования муниципалитета.
Потом требовалось провести урок по заданной теме в любом из классов – на выбор. Я ездила в лицей номер один Эжвы. Задание было актуальное: текстовый редактор и текстовый процессор, а также их отличия между собой. Тему выбрала ту, которая для меня как для патриота имеет особое значение: история Усть-Сысольска – в честь 240-летия нашего города.
Мне ценно всё, что связано с малой родиной. В общем, учащиеся на этом конкурсном для меня уроке создавали документы по данной теме, оперируя инструментарием, о котором я вам уже рассказала.
Еще один урок – в 35-й школе для девятиклассников – я провела по наработке навыка создания обложек. Для этого выбрала книгу талантливого писателя нашей республики Тамары Ломбиной «У каждого свое счастье». Мы работали с классом и с информатикой, и с информацией. Провели анализ рассказа и образов героев, чтобы обложка книги получилась достойной самого произведения. В итоге у ребят родились замечательные мини-проекты, которые они успешно защитили.
— А еще конкурс предусматривал мастер-класс, не так ли?

— Верно. Мастер-класс проводился на коллегах-учителях. Нужно было показать изюминки своей практики. Сделала акцент на использовании мобильников на уроках в образовательных целях. А за то, чтобы разрешать использовать телефон на занятиях: главное – чтобы это приносило им пользу. У меня на информатике ребята посредством сотовой связи учатся применять гаджеты для голосования и т.п.
— Как победитель муниципального этапа вы представите Сыктывкар на региональном конкурсе «Учитель года». Уже готовитесь?
— Конечно. У нас будет несколько заданий. В частности, провести урок, мастер-класс, а также публичное выступление. Его тема для меня близка: режиссура мечты. Разумеется, с привязкой к профессии.
Кроме того, нас ожидают подготовка образовательного проекта и встреча с профильным министром (Натальей Якимовой – прим. ред.). Что касается эссе, его мы уже написали.

Дома – своя справедливость

— Работу, насколько знаю, вы совмещаете с личной жизнью?
— Да, и вполне гармонично. Я замужем. Мы с супругом воспитываем двухлетнюю дочку. Назвали ее Устиньей. В переводе с греческого это имя означает «справедливость». Так что я шучу, что у меня дома своя справедливость.
— Каковы, на ваш взгляд, качества, которыми следует обладать современному учителю, чтобы он был интересен детям и являлся для них авторитетом?
— Быть обучаемым, чтобы постоянно саморазвиваться. Жить в трендах: владеть всем спектром свежей информации по своему направлению. Помимо этого, следует понимать психологию ребенка и быть мобильным в плане реакций на самые разные события. При этом нужно видеть себя помощником для семей, поскольку профессия учителя предусматривает общение не только с детьми, но и с их родителями. Ценно находить общий язык и с коллегами – педагогическим коллективом школы. Не менее значима творческая жилка,
и даже актерское мастерство, чтобы поддерживать в ребятах интерес к предмету, особенно когда доносишь теоретическую часть. Вообще учитель – это публичное лицо со всеми вытекающими последствиями. Всегда важно об этом помнить. Я бы сравнила образ идеального педагога с кубиком Рубика по многогранности мышления и возможности создания самых разных комбинаций. В наши дни на учителе особая миссия: от него ожидают содействия в развитии подрастающего поколения все – родители, общество, власть, государство.

— Но не всегда «предметнику» удается погружаться в процесс общения с ребятами вне уроков…
— Для этого нужно брать на себя функцию классного руководителя.
— Вы ее выполняете?
— Да, мне очень нравится, потому что это возможность участвовать в процессе воспитания. Постоянно беседую с ребятами, раскрываю самые разные их таланты, даю советы. Сегодня учитель должен быть еще и взрослым другом: немало современных детей живут в семьях, где родители не успевают выполнять воспитательскую миссию. Функционал классного руководителя полезен и в спорных ситуациях, без которых сложно представить жизнь в школе. Не важно, какой век на дворе. Настоящий педагог – это еще и медиатор, то есть профессионал, умеющий регулировать конфликты.

Про шарм и уют Сыктывкара

— Если бы вы оказались в машине времени, и в ней можно было бы отправиться в прошлое: с кем из великих педагогов хотели бы познакомиться?
— С Антоном Семеновичем Макаренко. Это кладезь мудрости для учителей на все времена. Его «Педагогическая поэма» должна быть в числе настольных книг для тех, кто выбрал эту профессию. Мне было бы интересно пообщаться и даже подискутировать по ряду выведенных им принципов воспитания детских умов.

— Татьяна Васильевна, почему решили самореализоваться в Сыктывкаре, а не в мегаполисах, например?
— Я люблю наш город. Как выходец из глубинки предпочитаю малые населенные пункты. У них свой шарм, уют, сердечная атмосфера, потому что практически все друг друга знают или кем-то друг другу приходятся. Я здесь уже почти 15 лет, и всё это время пребываю в состоянии комфорта. Мне ничто не приедается в Сыктывкаре. Не устаю любоваться на улицах прохожими – у нас живут самые красивые представительницы прекрасного пола. Вообще в Сыктывкаре люди большей частью простые и открытые. Кроме того, мы кузница кадров. В столице Коми дается старт большим карьерам талантов. У нас много самородков, на которых потом держатся большие города. Это важная миссия для территорий в хорошем смысле слова провинциального значения. А всё начинается с правильного мудрого учителя!
— Чем любите заниматься в свободное от преподавания время?
— Посещаю спектакли в театрах, музеи. И сама, и с моими лицеистами: приобщаю их к культуре для формирования полноценной личности. У нас в столице республики всегда есть на что посмотреть и с кем пообщаться, а главное – всегда есть чему и у кого поучиться.
Сыктывкар – это мой город!

Беседовала Дарья Шучалина.
Фото из архива
Татьяны Сухогузовой