Ледовые курьёзы хоккейной истории Сыктывкара

«Панорама столицы» публикует четвертую часть воспоминаний о международных турнирах по хоккею с мячом, которые наш город принимал в 1980-х. Цикл мемуаров посвящен предстоящему в 2021 году чемпионату мира по бенди, намеченному к проведению в Сыктывкаре.

«Я дорого стою!»

Один из интересных эпизодов в рамках пятого международного турнира на призы газеты «Советская Россия», который Сыктывкар принимал в 1980 году, произошел 5 февраля – в день игры нашей отечественной сборной со шведами.
— Утром я пришел на республиканский стадион в гости к директору. Однако в кабинете его не застал. Персонал сказал, что он на поле, — вспоминает возглавлявший хоккейную команду «Строитель» (1983-2008 гг.) и республиканский стадион (1991-2001 гг.) Анатолий Соловьев. Ныне – председатель совета ветеранов спорта Сыктывкара.
Так вот взору нашего собеседника тогда предстала не-обычная картина: прямо на льду стояли представитель шведской федерации хоккея с мячом, тренеры сборных Швеции и СССР, а также председатель Сыктывкарского горисполкома Иван Ладанов и председатель Комитета по спорту при Совете Министров Коми АССР Виктор Швецов.

Все что-то активно обсуждали. А вдоль кромки туда-сюда прохаживался начальник производственного отдела республиканского стадиона Юрий Жубрёв, отвечавший за подготовку льда.
Оказалось, что из-за морозов, стоявших в те дни в столице Коми, иностранцы очень переживали: как поведет себя лед вечером. От его качества зависит и уровень игры, и безопасность (на плохом льду травматизм игроков всегда выше).
За час до игры: те же там же, но уже с другими эмоциями. Волнение европейцев сменилось искренним удивлением. Они подозвали Жубрёва и задали ему вопрос: как удалось столь безу-пречно подготовить лед в таких неблагоприятных погодных условиях?
— И прямо там же, при наших, шведы заявили, что готовы забрать Юрия Ивановича с собой за границу, — рассказывает собеседник «Панорамы столицы». – Наши ему сказали: «Решай сам».
Юрий Жубрёв не растерялся и вежливо заявил: «Я очень дорого стою – у вас денег не хватит на меня… А как готовить лед – опытом с вами поделюсь».
Игра прошла феерично. Она собрала 25 тысяч зрителей. Этот рекорд не побит по сей день.
На постматчевой пресс-конференции гости республики отдельно похвалили принимающую сторону за великолепный лед. Обычно персонал не принято приглашать на такие встречи с прессой, однако в тот раз по просьбе шведов присутствовал тот самый Юрий Жубрёв, которому они при журналистах публично высказали слова благодарности.
Ну а сам специалист, будучи патриотом, остался на родине, где еще много лет продолжал с блеском выполнять возложенную на него миссию.

Выше головы не прыгнешь?

Спустя пару лет Сыктывкар вновь проводил на своей территории тот же турнир, уже шестой по счету (в 1982 году с 5 по 9 февраля). Историей с Анатолием Соловьевым поделился ранее упомянутый Борис Ладанов.
Седьмого числа к нему перед матчем подошел представитель сборной Финляндии с неожиданной просьбой: мол, как бы договориться, чтобы его игрокам наши много не забили. По классу сборная СССР в те годы была намного сильнее финнов. Проситель прямо сказал: если его ледовая дружина потерпит сокрушительное поражение, он потеряет работу. Дескать, «мы же не можем прыгнуть выше головы».

Председатель горкома пообещал собеседнику переговорить с главным тренером советской сборной, но делать этого, ра-зумеется, не стал. Исход игры 4:2 в пользу наших. После ледовой баталии тот финн снова подошел к Борису Ивановичу, сказав: «Большое спасибо! Мы так довольны, что ваши много нам не забили. Теперь я точно знаю, что меня не уволят».
— На самом же деле просто так сложились обстоятельства, что наша сборная не смогла проявить всю свою мощь в тот вечер, — уточнил «Панораме столицы» Анатолий Соловьев.

Кофе с сюрпризом

Тот же 1982 год. И тот же турнир.
Перед игрой со сборной Норвегии, которая, между прочим, окончилась победой сборной СССР по счетом 4:1, где-то за полчаса, как всегда, — раскатка.
— Спортсмены на льду разминаются. И что я вижу: игрок сборной соперников то и дело подъезжает к трибуне. На первом круге раскатки, потом на втором, затем и на третьем… — вспоминает Анатолий Соловьев. – А потом вдруг его уводят с поля. В итоге в самой игре этот спортсмен участия так и не принимал.

Позже от директора стадиона наш собеседник узнал: оказывается, норвежцу болельщики подавали для согрева кофе (в тот вечер было очень холодно). Но не с сахаром или молоком, а с… водкой!
— Иностранец за несколько кругов раскатки, употребив не просто горячий, а горячительный напиток, так «захорошел», что едва не стал песни распевать на льду. Благо, он представлял не основной состав сборной.
Ну а норвежцы тот матч всё равно проиграли.

Дарья Шучалина
Фото из архива
Анатолия Соловьева

К слову
Воспоминаниям о проведении в Сыктывкаре пятого международного турнира по хоккею с мячом-1980 посвящена уникальная книга, которая в настоящее время готовится к выходу: «Строитель: наша радость и боль». Издание подготовлено Анатолием Соловьевым в соавторстве с журналистом Еленой Музыкант.