Спор о домофонах. Кому они принадлежат?

Жители одной из многоэтажек Сыктывкара возмущены действиями фирмы, которая установила домофоны на дверях подъездов и продолжает начислять за их обслуживание плату, несмотря на расторжение со стороны ТСЖ договора.

В ситуации разбирался регцентр «ЖКХ Контроль». В свое время фирма по договору с жителями многоквартирного дома установила домофонные системы в подъездах, был подписан акт приемки выполненных работ и передачи оборудования. Позднее компания подписала с собственниками акты приема-передачи домофонного оборудования для последующего обслуживания, по которым оно было передано в собственность компании.
Через несколько лет в соответствии с протоколом общего собрания собственников в доме был изменен способ управления: жильцы отказались от управляющей компании и создали ТСЖ. Также на общем собрании было принято решение о расторжении ранее заключенного договора на техническое обслуживание домофонного оборудования с фирмой. Полагая, что она продолжает незаконно взимать абонентскую плату, выставляя жителям квитанции, ТСЖ обратилось за помощью в «ЖКХ Контроль».
— Судебная практика в стране определила, что если при проектировании многоквартирного дома установка домофонов не была предусмотрена, а оборудование поставлено позднее фирмой, значит, она не передавала домофоны в собственность гражданам, и жители дома за данное оборудование не платили, — пояснили нам в регцентре. – Судя по документам обратившегося к нам сыктывкарского ТСЖ, за фирмой сохранился статус собственника на спорное имущество.
Действия фирм по выставлению квитанций на оплату услуг не могут рассматриваться в качестве основания возникновения у ТСЖ гражданских прав и обязанностей, поскольку квитанции по своей правовой природе не являются исполнительными документами.
То есть сам по себе факт начисления платежей и выставления квитанций не свидетельствует о нарушении прав ТСЖ и представляемых им жильцов. Они имеют возможность не производить или произвести оплату, а также оспаривать в законном порядке обоснованность их начисления.
Помимо прочего, документация на домофонное оборудование не поименована в п.п. 24, 26 Правил №491 в составе технической документации на многоквартирный дом. Техническое обслуживание домофонной системы производилось без техдокументации. Таким образом, у ТСЖ нет доказательств, свидетельствующих о совершении фирмой действий, препятствующих управлению товариществом многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды отказывают представителям ТСЖ в удовлетворении исковых требований.

К слову
Домофон может быть предусмотрен проектом при строительстве новостройки, его могут установить управляющая компания или сторонняя подрядная организация: принадлежность оборудования является краеугольным камнем всех споров.

Поэтому стоит помнить: в большинстве случаев домофонное оборудование является неотъемлемой частью дома и общим имуществом собственников помещений в данном доме, поэтому к нему применяются правила жилищного законодательства.
Необходимо различать принадлежность домофона и обязанность по его обслуживанию и содержанию.