Оплата проезда по карте. Как происходит списание средств?

В поддержку обращений негодующих горожан о том, что, по их мнению, происходит двойное списание средств с карт после оплаты проезда в городском общественном транспорте, мэрия Сыктывкара обратилась к перевозчикам за разъяснениями.

По информации «Комиавтотранса» и Товарищества независимых перевозчиков, фактов двойной оплаты ими не зафиксировано. Был курьезный случай, когда одна дама заплатила за проезд 28 рублей, а затем сразу совершила покупку на такую же сумму и предположила, что с нее дважды списали деньги. После того как проследили историю ее платежей, выяснилось, что перевозчик был не виноват.
Как пояснили перевозчики, плата за проезд на городском транспорте производится на основе технологии отложенной авторизации, или оффлайн.
Это означает, что, когда пассажир прикладывает карту или гаджет к валидатору, поездка фиксируется, а денежные средства списываются позже. То есть поездка считается как бы оплаченной уже в момент печати билета. Но на самом деле это не так. К примеру, в магазинах при безналичной оплате терминал отправляет запрос в банк, который тут же отвечает, происходит оплата и печать чека. Этот процесс занимает от 5 до 10 секунд. На транспорте чек-билет пассажир получает моментально. Но при системе оплаты оффлайн не происходит обращения валидатора в банк. Иначе процесс обилечивания был бы крайне растянут. Фактическое списание средств может произойти значительно позже, иногда с задержкой до нескольких дней.
На списание средств в момент запроса могут оказать влияние следующие факторы: недостаточность баланса, технические проблемы при выполнении транзакции и др. В итоге сумма не списана, а карта попадает в «стоп-лист». К примеру, утром пассажир приложил карту к валидатору, получил чек-билет, поездка зафиксирована, но оплата не произошла. Вечером, когда пассажир вновь попытается оплатить проезд картой, валидатор выдаст сообщение «карта в стоп-листе». Пассажиру приходится расплачиваться наличными или другой банковской картой. Позже система в автоматическом режиме произведет операцию, средства спишутся за утреннюю поездку. В итоге пассажир получает две услуги проезда, перевозчик — две оплаты за утреннюю – по карте, за вечернюю – наличными. Но потерянные нервы не вернешь. Так почему в Сыктывкаре работает абсолютно неудобная для пассажиров система оплаты?
На вопрос специалистов администрации города, почему бы не работать по системе оплаты онлайн, перевозчики ответили, что система отложенной авторизации апробирована и показала свою эффективность. Да и установка высокоскоростного интернета на транспорте проблематична.
При этом жители города то и дело оказываются в конфликтных ситуациях, надеясь оплатить по безналичному расчету, а оказывается, что их карта в стоп-листе, но деньги-то с их счета списаны, и они по идее не должны страдать. А горожанам приходится спешно искать наличные, чтобы оплатить проезд или доставать другую карту, если она есть, конечно. С соцсетях ссылаются даже на случаи высадки из салонов автобусов пассажиров, карты которых оказались в стоп-листе и наличных и других карт не было.
Чтобы узнать об истории поездок и платежей за проезд в общественном транспорте, перевозчик предлагает зайти в «Личный кабинет пассажира» – специальный интернет-портал, где есть возможность погасить задолженность при ее наличии, безусловно, и вывести карту из стоп-листа. Для входа в «Личный кабинет пассажира» нужно зайти на сайт komiavtotrans.ru
в раздел «Пассажирам», далее в подраздел «Безналичная оплата проезда». Для входа в «Личный кабинет пассажира» требуется ввести только номер банковской карты, по которой была совершена поездка. Для входа в личный кабинет пройдите по ссылкеhttps://securepayments.sberbank.ru/tkp_komi_ui/login. Для входа в Личный кабинет требуется ввести только данные номера карты и временный код с картинки на экране и никогда не требуется вводить срок действия карты, код с обратной стороны карты (CVV2/CVC2) или ПИН-код.
В поисках пути решения вопроса администрацией города была инициирована встреча с руководством САТП №1. На изменение технологии оплаты перевозчик не соглашается идти, считая ее приемлемой и оптимальной, но обещает при этом, что не допустит фактов высадки из салона, особенно детей, за то, что у них нет наличных, а карта в стоп-листе.
Действующим законодательством Российской Федерации в сфере транспорта определено, что претензии, возникающие в процессе перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю), данные которого размещены в салоне транспортного средства.
По автобусным маршрутам ООО «САТП № 1» с пожеланиями и жалобами на качество пассажирских перевозчиков, а также в целях оперативного решения вопросов и принятия мер заявитель может обратиться непосредственно в адрес диспетчерской службы по телефону 8 (8212) 56-56-98, на электронный адрес E-mail: partkomi@gmail.com и лично по адресу: 167982,
г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, 29. Также, если автобус принадлежит Товариществу независимых перевозчиков, то по телефону 42-04-42 или в городское Управление ЖКХ: 294-200.