Берестяных дел мастер. Ия Кокарева сохраняет коми народное ремесло
Художественные изделия из бересты – оригинальный вид народного творчества. Раньше береста занимала огромное место в жизни коми человека. Она сопровождала его с самого рождения в виде берестяных плетеных шуршащих, шумящих игрушек – мячиков, лошадок и шаркунков. Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Раньше в домах можно было встретить множество предметов из бересты, которые играли важную роль в хозяйстве: набирушки для ягод, корзины, лапти, сумки, короба, туесы, солонки и другие предметы быта. Сейчас же мастеров, которые могут сделать что-то из бересты, гораздо меньше. Но в поселке Краснозатонский живет женщина с золотыми руками – Ия Кокарева.
Ия Николаевна родилась и выросла в деревне Кужба Усть-Куломского района. Она с детства интересовалась культурой, ремеслами коми народа, уникальными предметами, которые можно изготовить вручную, восхищаясь народной предприимчивостью и мастерством.
– По линии отца семейным ремеслом была в основном работа с деревом – в семье деда всё делали из него – санки, грабли, бороны, черенки и прочие изделия, необходимые для охоты и домашнего хозяйства. Для грибов и ягод из бересты были плетеные пестери, набирушки и чуманы. Мы, дети, многое умели, но разъехались из родного дома – всё позабылось. Вот, когда вышла на пенсию, появилось свободное время, и я вплотную занялась берестяным ремеслом. Многому пришлось учиться заново, – вспоминает Ия Николаевна.
По словам мастерицы, к сожалению, сейчас мало кто занимается плетением из бересты, плетут в основном в Прилузье, то есть в южной части республики. Было бы здорово, если и вычегодские мастера «заразились» бы берестяным делом. Вот и решила Ия Николаевна доказать собственным примером, что тот, кто имеет мастеровые корни, неравнодушен к народным ремеслам и к культуре своего народа, может освоить традиционный берестяной промысел. В итоге ее мастерская превратилась в царство бересты, а дом – в музей берестяных изделий.
– Не зря в народе говорят, что древние ремёсла процветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых бережно хранятся, передаваясь из поколения в поколение. Так ниточка, связывающая нас с далекими предками, не порвется, – отмечает Ия Николаевна.
Сегодня мастеровая семья с удовольствием участвует в республиканских фестивалях, народных гуляниях и конкурсах. Например, в апреле они стали участниками выставки изделий декоративно-прикладного творчества «Шкатулка самоцветов» в Доме дружбы народов. Еще одно мероприятие пройдет в селе Зеленец 29-30 июня – республиканский молодëжный фольклорный фестиваль-праздник «Трöича лун» (Троица).
– В поселке Краснозатонский с большим уважением относятся к народным промыслам. Администрация поселка на праздничных мероприятиях на самом видном месте размещает изделия местных мастеров и отмечает умельцев благодарственными письмами и дипломами. Жители с большим интересом относятся к изделиям ручного труда, – радуется Ия Кокарева.
Культура коми богатая и интересная. Она восхищает мастерицу и вдохновляет ее творить и совершенствоваться, несмотря на всю сложность берестяного дела.
За берестой Ия Николаевна ездит с мужем. Он помогает искать и собирать подходящий материал. Мастерица делится, что на лугу береста плохо снимается, поэтому приходится ехать глубоко в лес (100-150 км). Особенно хорош березняк вдоль рек и ручьев. Чтобы снять бересту, не повредив дерево, Ия Николаевна использует специальные маленькие ножи.
Дальше в дело идет множество инструментов: кочедык – плоское изогнутое шило с деревянной ручкой для плетения, ножи, чтобы прочистить бересту, дыроколы для обработки краев. Бересту следует почистить и просушить, а затем выдержать под прессом, чтобы материал не скрутился. После мастерица приступает к расслаиванию.
– Сама по себе береста грубая, но для плетения, особенно мелких частей и украшений, нужна тонкая и мягкая, как шелк, – делится Ия Николаевна.
Именно муж прошивает изделия корнем сосны и делает ободок из ветки ивы. Процесс достаточно трудоёмкий, ведь эти части изделий прочные и жесткие. Готовые предметы с помощью акриловых красок украшают по мотивам Верхневычегодской росписи.
– Сложно начинать, ведь на это дело требуются большие вложения. Например, станок для вырезания деревянного донышка стоит дорого, как и все инструменты, недешевый бензин для поездок в лес. Деньги с продажи изделий в основном компенсируют именно это, – рассказывает Ия Николаевна. – Что-то вспоминала, многому училась в интернете. Конечно, и получается не сразу всё. Первые три года день и ночь трудилась, чтобы сделать стоящие работы. Поэтому сейчас всегда радуюсь, если кто-то этим интересуется, когда нравятся результаты моего труда.
Но затраты и трудности никогда не останавливали мастерицу, которая изготавливает из бересты огромное множество вещей, начиная от корзинок и заканчивая музыкальными инструментами.
Напомним, в номере от 27 апреля 2024 года мы уже рассказывали про некоторые музыкальные инструменты, а Ия Николаевна продемонстрировала собственноручно сделанные шаркунок, чипсан и буксан (с его помощью подавались пастушеский и охотничий сигналы).
Шаркунок – коробочка из кусочков шести одинаковых пластин, которые скрепляются концами, если их опустить в кипяток. Внутрь коробочки насыпают горошинки или камушки, иногда надевают на рукоятку. Шаркунки, по старинному преданию, призваны защищать младенца. Эта игрушка имела функцию оберега — шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы. Так, шаркунки из бересты издавна дарили на Руси младенцам при рождении. Современные же погремушки изготовляют из пластмассы, а это не такой экологически чистый материал, как береста, которая обладает антисептическими свойствами.
– Береста – уникальный материал. Из него можно сделать всё что угодно, если правильно обработать и подготовить. Причем не только вещи, которые можно использовать в хозяйстве, но и украшения для дома. Особенно красиво получаются объемные скульптуры, например, лосей или медведей, кашпо, – рассказывает Ия Николаевна. – Картины с плоским плетением смотрятся интересно на стене, но, кроме меня, этим никто, к сожалению, не занимается. Сейчас я единственная в России, кто использует объемное шестигранное плетение.
У Ии Николаевны есть плетёные изделия из бересты – корзина с ручкой и пестерь, которым более 50 лет. Они-то и являются образцами для применения традиционной технологии при изготовлении берестяных изделий, освоения различных методов и способов при работе с берестой.
Мастерица рассказывает, что, кроме старинных образцов, она использует в работе с берестой обучающие материалы из книг нашего коми ремесленника – Михаила Кочева, прославившего своим мастерством нашу республику на всю Россию. В сети очень много толковых видео мастер-классов от умельцев Карелии, Новгорода, Вологды, Сибири.
– При школе № 9 есть отдел дополнительного образования. Мария Телегина помогает организовать для учеников мастер-классы по работе с берестой. Я очень рада, что есть такие преподаватели. Если бы коми культуру поддерживали, уделяли ей достаточно внимания, было бы намного больше писателей, художников и мастеров. С детьми нужно заниматься, рассказывать им о нашем крае, петь народные песни, чтобы они видели, ради чего культуру стоит любить, ценить и уважать.
Ия Николаевна гордится каждым своим удавшимся изделием, но особенно пестерем.
– В детстве не обращала внимание на пестери, которые стояли на полках или висели на стенах. Но, однажды приехав к дедушке, увидела ветхие останки. Они-то меня и заинтересовали. Коробом уже давно не пользовались, он висел как память. А через какое-то время я оказалась в Выльгорте на выставке в Национальном музее. Одним из экспонатов был пестерь, который принесли местные жители, – рассказывает мастерица. – Я подумала, какая красота, почему сейчас такое не делают…
Этот экспонат и вдохновил Ию Николаевну изготовить сшивной заплечный короб (пестерь):
– Детали кузова сшиваются из пластин свежеснятой бересты: такая береста не трескается и обладает большей эластичностью. Традиционно горловина и боковины изготавливаются из луба (подкорье), но в моем варианте весь кузов сделан из многослойной бересты. Таким образом, короб получается более легким, то есть подходит для детей и женщин. Передние и задние панели дополнительно усиливаются прямым контрастным плетением – некоторые полоски тонированы натуральным красителем. Такие короба выглядят гораздо симпатичнее. Так как изделие сшивается из кусков, требуется предварительная подготовка – тщательный подбор материала, изготовление болванки для изогнутых деталей и выкройки изделия, скручивание дратвы из льняных ниток и прочего сшивного материала, подготовка обруча для горловины, изготовление лямок и так далее.
Ия Николаевна с мужем и сами используют свои пестери. Они ходят с ними за грибами и ягодами. В первых пробных корзинках, которые по ее мнению получились не так хорошо, у мастерицы хранятся лук, кисти и другие различные материалы.
– Почти все изделия создаю на эмоциях, в порыве, а потом смотрю и думаю, как у меня такое получилось? – рассказывает мастерица. – Хочу посоветовать торопиться работать и творить, пока вы молодые. Если есть мечта — делайте сейчас. Не откладывайте.
Подготовили Купава ВОЛКОВА
и Тамара СТАНКО
Фото Купавы ВОЛКОВОЙ
и из архива Ии КОКАРЕВОЙ