Экскурсия по земле Коми

Около двадцати лет в Сыктывкаре проводится конкурс на лучшее оформление учреждения с использованием государственной символики, государственных языков Республики Коми и элементов коми национального колорита. Организаторами и идейными вдохновителями его являются администрация города, Центр коми культуры Сыктывкар, Сыктывкарское представительство Межрегионального общественного движения «Коми войтыр». В этом году на конкурс было представлено особенно много интересных и необычных проектов. Сегодня мы познакомим вас с победителем в номинации «Экскурсия по Земле Коми». Это Тентюковский республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Экскурсия проводится на территории дома-интерната возле корпуса, где располагается отделение дневного пребывания для престарелых граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также посетителей: родственников, молодых инвалидов с ментальной инвалидностью, получающих услуги в других центрах, студентов-практикантов вузов и ссузов Сыктывкара, официальных лиц. Экспозиция оформлена в виде тематических аппликаций на окнах. Познакомила с ней культорганизатор отделения дневного пребывания Тентюковского республиканского дома-интерната для престарелых и инвалидов Валентина Андреевна Горовая (на снимке). На мой вопрос, как появилась идея создания такого формата экскурсии по Земле Коми, она рассказала:
– Приходят к нам студенты-практиканты, и некоторые из них ничего не знают об истории республики, не знают эпоса и народных героев. Спрашиваю, кто такие Пера-богатырь, Вöрса, Баба Йома, — пожимают плечами. Удивительно, как можно жить в республике и не интересоваться ее историей. Вот и решила хоть таким необычным образом рассказать в картинках о Коми республике, ее истории, мифах и легендах, людях и интересных событиях.
Вся экскурсия длилась не больше часа, но сколько всего я узнала. Экспозиция небольшая, занимает несколько стандартных окон, но очень емкая — от появления человека на территории Коми республики до наших дней.

Коми древняя и новая
Древнейшая стоянка человека современного типа в Европейской Арктике — Мамонтовая курья — имеет возраст 37,5 тысячи лет. Корни истории коми уходят в глубокую древность. И сейчас на территории республики можно увидеть валы древних городищ, услышать рассказы о «чудских кладах», найти на пашне или обрывистом берегу реки следы стоянок первобытных людей и кости исчезнувших животных. Древние археологические памятники в округе относят к мезолиту. Около 75 тысяч лет назад древние люди так называемого неандертальского типа продвинулись по реке Каме далеко на Север и перешли затем в верховья и средние течения рек Печоры и Вычегды. Стоянки этих людей обнаружены в устье реки Чусовой, а также на Каме в Ильинском и Чердынском районах.
Как рассказала В.А. Горовая, сама она по образованию историк, закончила Сыктывкарский государственный университет, исторический факультет. На мой вопрос, откуда она родом, Валентина Андреевна ответила:
— Привезли меня в Сыктывкар, когда мне было восемь лет, но я считаю себя коренной коми, всей душой люблю республику и хочу, чтобы как можно больше людей любили ее, хотели здесь жить и работать. Когда я вышла замуж, уехала жить в другой регион, но много лет назад вернулись сюда с семьей и теперь знаю, что это лучшее место для жизни.
С какой любовью Валентина Андреевна рассказывала о жителях республики! Это уникальный по своей сущности народ, создавший интересную культуру и в наши дни ведущий традиционный образ жизни, который был характерен для их предков. По общепринятой версии, коми происходит от названия реки Кама. Буквально слово «коми» можно понимать как «житель». Сами представители республики иногда называют себя зырянами. Это слово означает «живущий на границе».
— Валентина Андреевна, как создавалась ваша экспозиция?
— Все экспонаты сделаны из бумаги, тонкая ювелирная работа, ведь надо было вырезать каждую мелкую деталь. Большую часть особо сложных работ выполняла сама, где-то помогали коллеги, студенты и подопечные интерната.

Сотворение мира
В основе мифологии коми народа лежит момент сотворения мира. Поэтому в экспозиции очень много мифических героев. В большинстве дошедших до нас мифов, иллюстрирующих процесс космогенеза, фигурируют орнитоморфные образы. В космогонических вариациях первообитатель хаоса – «утка-мать» («чöж») роняет четыре яйца жизнерождения в воду, а из двух спасенных вылупляются два брата утенка: Ен и Омöль.
Возмужав, они достают со дна «море-океана» утонувшие яйца и разбивают о спину утки-матери. От первого разбитого яйца тело утки-матери разрастается в длину и ширину и покрывается лесом и зеленью, а в небе загорается солнце. Из второго яйца Ен делает себе помощников. Омöль разбивает оставшиеся яйца: из третьего яйца появляются луна, озера, болота и зыбуны, из четвертого — помощники Омöля.
Затем Ен и Омöль принимают человеческий вид и переходят на землю. Эта версия «непорочного зачатия и чудесного рождения» в традиционном мировоззрении коми является доминирующей.
Есть здесь и легендарные герои народа коми. Пе́ра — легендарный богатырь, персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса. Его жена — красавица Зарань, дочь Шондi (Солнца) — была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. Она присматривала за тем, чтобы солнечный огонь не сжег все живое. Зарань считается прародительницей коми-зырян, женой Перы, спустившейся на землю по радуге.
Йиркап, который, согласно преданию, жил в верховьях Выми, в селе Кони, и занимался охотой. Легенду про Йиркапа «Панорама столицы» подробно рассказывала в прошлом году в статье про самую древнюю лыжу, хранящуюся в музее в Сыктывкаре.
И как в экспозиции можно было обойтись без волшебных героев?
ВОЙПЕЛЬ. Как и все древние народы, коми были язычниками – верили и поклонялись силам природы. В буквальном переводе с коми языка «войпель» – «северное, ночное ухо», однако, наиболее популярные версии трактовки имени божества – «вой тöл» («северный ветер») либо же «вöрпöль» («лесной дед»). Владыкой Севера можно считать Войпеля и по его «месту жительства» – горе Тэлпозиз (в переводе с коми – «гнездо ветров»), второй по величине вершине Уральских гор.
Долгое время даже после христианизации Войпель был ведущим языческим божеством у коми.

Яг-Морт и другие
У народа коми есть множество других сказочных персонажей, не всегда добрых к человеку.
ВÖРСА. В те времена, когда коми-зыряне были язычниками, каждой стихии они приписывали «хозяина», который управляет ею. Вöрса отвечал за лес.
ВАСА — хозяин водоёмов в мифологии коми.
ЙОМА (также Ёма, Юма) — злая лесная ведьма в фольклоре коми. Между прочим, 6 сентября 2021 года Ёма (Йома) официально нанесена на «Сказочную карту России». Она оказалась первым и единственным персонажем, официально представляющим Республику Коми на волшебном свитке. Резиденция Бабы Ёмы расположилась в городе Печоре, в Этнокультурном парке «Бызовая».
ЯГ-МОРТ. Пожалуй, в коми легендах и преданиях нет более известного мифологического героя. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт» – человек. Так что Яг-Морт – лесное чудище, лесной человек, которого часто сравнивают и с лешим, и с йети, и даже с лесным чёртом.

«ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ»
До сих пор не прекращаются споры о судьбе якобы существовавшего главного божества предков коми — «Золотой Бабы» или «Золотой Богини» («Зарни Ань»). Самое раннее упоминание о ней содержится в Софийской летописи, где говорится (под 1298 годом) о крае пермян. Они, язычники, «ни бога не знают, ни закона не ведают», а поклоняются «идолам, солнцу, огню, воде, камням, деревьям, кудесникам и волхвам, и Золотой Бабе». О ней упоминается в 1510 году в послании митрополита Симона «пермскому князю Матвею Михайловичу и пермичам». Интересно, что в XVI веке сведения о «Золотой Богине» просочились за рубеж. Австрийский путешественник, посол императора Максимилиана Сигизмунд Гербертштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, написал «Землеописание Московии», частью которого являлся «Указатель пути к Печоре, Югре и к реке Оби». Описывая пути на Север России через Вологду, Великий Устюг и далее на Восток за «Пояс Земли» (Урал), автор сообщает о диковинных народах Сибири и их верованиях.

Главное богатство республики — люди
На экспозиции представлен в картинках животный и растительный мир Республики Коми — от великана лося до маленького зяблика. Богат и разнообразен этот мир. Богата и красива наша парма!
Раздел «Коми новая», рассказывает далее Валентина Андреевна, — это и про экономику в целом, и про лес, газ и нефть, про науку, культуру и спорт.
И, конечно, главное богатство Коми — ее люди. Языческие времена давно канули в лету, и сегодня Коми – один из крупных регионов России. Отличительная черта нашей республики – ее многонациональный состав. На протяжении своей богатой истории Коми край являлся перекрестком цивилизаций, местом, где народы различных культур и традиций проповедовали идеи мира и добрососедства.
Сегодня наша республика – это большой дружный дом для представителей более ста тридцати национальностей. Задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа. Поэтому в Республике Коми созданы все условия для сохранения и развития самобытной культуры, традиций, обычаев, языков, современного народного творчества, профессионального и самодеятельного искусства, науки, образования и общественной деятельности всех народов, проживающих на территории региона.

Символы Коми Земли
Завершая экскурсию «Коми древняя и новая», необходимо сказать о символах Коми Земли.
Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите. На груди ее — лик женщины в обрамлении 6 лосиных голов.
В композиции «птица — человек — лось», выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифологические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом Солнца, власти, верхнего мира.
Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни ань (Золотой бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира.
Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.
Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение.
Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос синего, зеленого и белого цветов , которые отражают географические особенности и богатства природы Республики Коми.
Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса обозначает необъятные таежные массивы коми пармы – основного богатства и традиционной среды проживания коми народа. Белая полоса флага воплощает белизну и чистоту снега, суровую красоту природы, географическое положение на Европейском Севере России.
Столько нового и интересного узнала за этот час о республике, спасибо Валентине Андреевне за неподдельный интерес к истории родного Коми края и желание делиться этими знаниями со всеми.

Алина МАРИНИНА.
Фото автора