Дмитрий Дмитриев: «Мы делаем всё возможное ради комфорта горожан»
Дорожная инфраструктура имеет важнейшее значение для экономики и решения социальных задач любой территории. Во многом от нее зависят жизнеобеспечение и развитие города, комфорт и безопасность его жителей. В преддверии профессионального праздника директор муниципального предприятия «Дорожное хозяйство» Дмитрий Дмитриев рассказал «Панораме столицы» об особенностях реализации в столице Коми национального проекта «Безопасные и качественные дороги», применении в строительстве дорог экотехнологии, современных «уборщиках» на колесах и подготовке к зиме.
Дождаться и успеть в срок
— Дмитрий Валерьевич, расскажите, как в этом году шла реализация мероприятий по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги»? Какие факторы на это влияли?
— Начну с того, что погода всегда изначально является для нас решающим фактором. Дорожно-строительный сезон мы планируем начать, к примеру, 20 апреля, а фактические погодные условия всегда диктуют свои правила игры. Этот год не стал исключением. Мы помним, сколько осадков выпало 9 мая. Соответственно, отопительный сезон был продлен до первой декады июня. После этого был период, когда теплоснабжающая организация проводила свои испытания на коммуникациях, пролегающих под дорожным полотном. Затем земляные и прочие работы вели уже другие ресурсники. И только после этого объекты были переданы дорожникам.
— Что удалось отремонтировать в этом году?
— Во-первых, это Октябрьский проспект. Его нам передали самым последним, а сделали мы его самым первым. Сдали уже в июле. Также получилось и с улицей Крутой (на участке долго работали две ресурсоснабжающие организации). Получив объект в сентябре, подрядчик окончил его ремонт уже в конце того же месяца.
Но самый дорогостоящий и самый трудоемкий объект – это улица Коммунистическая. Впервые «Коми дорожная компания» применила здесь во время ремонта перекрытие пешеходных зон и проезжей части с использованием общего комплекса организации дорожного движения (сетки, боны и прочие приспособления). Это позволило вести ремонтные работы, но движение при этом не останавливать.
Были и относительно небольшие ремонты. Например, полностью сделали подъезд к автовокзалу на улице Морозова, где теперь крупный транспортный узел. Успели его сдать в августе, чтобы ввод новых маршрутов для пассажирских перевозок осуществлялся в комфортных условиях.
Ноу-хау — в помощь
— В рамках нацпроекта в Сыктывкаре в этом году применена особая технология при укладке нового полотна. Расскажите подробнее.
— Я считаю, что в целом внедрение экотехнологий в сфере дорожного строительства дает обширные перспективы. В этом году мы решили применить один из пластификаторов (вещество для повышения эластичности — прим. авт.), входящих в группу новых и наилучших технологий. Не секрет, что задача использования таких новшеств — общегосударственная. О ней говорилось и в Указе Президента РФ от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и в одном из распоряжений Правительства РФ.
— В чем плюсы новой экотехнологии?
— Пластификатор — это добавка к битумам (вяжущие вещества), которые затем идут в асфальтобетон. В основе — переработанная автопокрышка с добавлением переработанных каучуков, сер, других химических элементов. Новые ингредиенты, согласно исследованиям РОСДОРНИИ, улучшают свойства привычных материалов и устойчивость дорожной одежды. Они уже используются в других городах, в частности, в Санкт-Петербурге, где за таким покрытием наблюдают больше двух лет. Эффект есть — низкий износ полотна.
Мы рады, что в этом году Сыктывкар стал своего рода пилотной площадкой, новшество применили сразу в двух местах: в центре города на улице Крутой и на 13-м километре участка трассы Сыктывкар — Эжва. Признаюсь, я неусыпно контролировал применение новой технологии на всех этапах: начиная от приготовления асфальтобетонной смеси, отбора проб и заканчивая передачей материала на асфальтоукладчик (мы замеряли температуру готовой смеси). После нас такую же технологию, насколько нам известно, применили при укладке автотрассы Керки — Дутово. Очень надеемся, это позволит увеличить срок межинтервального ремонта дороги и «сдвинуть» образование сетки дефектов на более позднее время. Если удастся, заодно и проблему экологии можно будет решить (утилизация покрышек).
— В иных регионах с осторожностью относятся к таким ноу-хау.
— Находясь в зоне комфорта, легче делать то, к чему привык. Безусловно, это хорошо, что ежегодно благодаря руководству администрации города мы привлекаем довольно крупные федеральные и региональные средства. Разумеется, при софинансировании из муниципального бюджета.
Вот в этом году нам выделили на ремонт полмиллиарда рублей (требуется в идеале 1,5 млрд). Но даже к этим 500 миллионам надо относиться бережно, а к ремонту подходить скрупулезно. Задача ведь ставится — добиться срока эксплуатации дорожного полотна от 8 до 12 лет вместо гарантийных 5 лет. Так что, если хотим достичь чего-то большего, надо иногда выходить из зоны комфорта.
— Как климат Коми влияет на дорожное покрытие?
— Летом погода стоит жаркая, и в местах остановок и торможения большегрузов образуются впадины, мы их называем «тарелки», на которых потом появляются трещины. Зимой вода попадает в них, превращается в лед и разрывает. Так постепенно образуется колейность. Вышеуказанное покрытие дороги на основе каучука, как мы ожидаем, будет срабатывать как амортизатор и не даст образоваться впадинам.
Учитывая значимость…
— Дмитрий Валерьевич, когда формируются проекты по ремонту или капремонту улично-дорожной сети, вы не оставляете без внимания и объекты социального значения. Что из них удалось охватить за этот и прошлый годы?
— В большей степени это связано с подходом к зданиям таких учреждений. Не секрет, что долгое время ремонтом тротуарной сети особо не занимались. Мы приняли решение восполнить пробел и в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» начали осуществлять ремонт дорог, ведущих к социально значимым объектам, включая существующие тротуары. В некоторых случаях мы также обустраиваем пешеходные тротуары с нуля. Однако это делается только в тех местах, где имеется соответствующий проект на такой ремонт.
Так, в 2022 году удалось сделать новый тротуар на территории школы №12 имени Олега Кошевого. В прошлом году провели аналогичные работы в м. Давпон у школы №24, на улице Ленина, 49, где расположены «Государственные аптеки РК» (участок для пешеходов от ул Бабушкина до Стефановской площади), на подходе к Пушкинской гимназии (Бабушкина — Советская) и других объектах.
В этом году также одним из участков ремонта стал подъезд к городскому кладбищу. Причем ремонт включал обустройство разворотной площадки и установку современного павильона. Это тоже немаловажно, ведь там планируется обустройство мемориала воинам, погибшим в зоне СВО. Так что место должно выглядеть достойно.
«Уборщики» на колесах и другое
— Пополняете ли свой автопарк?
— В 2024 году мы закупили одну единицу специализированной техники – КО-560. Она создана на базе автомобиля МАЗ и предназначена для прочистки водопропускных труб. Эти сооружения долгое время не обслуживались из-за отсутствия специализированной техники. Арендовать ее нам было невозможно, потому что по весне на эти агрегаты нешуточная очередь: она нужна ресурсоснабжающим организациям, ливневщикам и многим другим. Поэтому глава города принял решение: приобрести ее для нас.
В этом году при подготовке программы деятельности предприятия на 2025 год мы включили вопросы приобретения значительного количества единиц специализированной техники, в том числе маркировочной машины для нанесения дорожной разметки, самосвалов, комбинированных дорожных машин, вакуумно-подметальных уборочных машин. В ноябре будет известно, выделят нам на это ассигнования или нет.
— И пару слов о новой малогабаритной технике. В чем ее преимущества?
— Вот примерно такие новые российские машины «свиперы» (достает игрушечную модель – прим. авт.). Мы приобрели две. Они оказывают огромную помощь в уборке города, а именно тротуарной сети. Пусть они и дороговаты, но столица республики должна выглядеть достойно. Сначала волновались за то, что емкость бункера у них небольшая, придется часто искать места для перегрузки. А оказалось, они очень вместительные, осенью задействуем их в сборе листвы. Оснащены машины мойками высокого давления, так что весной и летом мы смогли помыть все стеклянные остановочные комплексы. Отчасти приводим в порядок такие места после нерадивого отношения к ним подростков.
Также у нас есть две малогабаритные КДМ (комбинированные дорожные машины) на базе «Газон Некст». Летом с их помощью моем тротуары и дороги. Зимой они превращаются в пескоразбрасыватель и задействуются на обработке тротуарной сети противогололедными материалами, чтобы жители города Сыктывкара могли безопасно передвигаться по улицам.
— Чем власти республики могли бы сегодня помочь?
— На моей памяти республика выделяла пару лет назад определенную сумму средств (10 млн рублей), на которую мы смогли купить необходимую спецтехнику. Хорошо бы еще пару таких бесценных для нас «ГАЗонов Некст» приобрести. Но на сегодня мы не владеем информацией, будет ли от республики помощь в ближайшее время.
Для удобства и быстроты
— Перейдем к локальному (карточному) ремонту. Сколько удалось сделать в этом году?
— Эта работа близится к своему завершению. Локальным ремонтом мы закрыли площадь порядка 4,5 тысячи квадратных метров. Это достаточно сложно для нас, потому что мы обходимся своими техническими средствами – рециклерами, которые производят материал. В асфальтовую крошку добавляем битумы, а потом разогреваем эту смесь.
— В чем еще сложность?
— Это трудоемкая ручная работа с рядом подготовительных мероприятий, долгая, ведь нужен разогрев горелками до определенной температуры. Но результат того стоит. По сути, добиваемся производства асфальта, качеством не уступающего обычному. Емкость каждого нашего рециклера, к сожалению, мала – до 300 килограммов. Мы уже приняли решение: в следующем году экспериментально приобретем через аукцион новый рециклер, производительность которого – 1 тонна. Это позволит более быстро делать ремонт картами и охватить больше участков. Если эксперимент будет удачным, приобретем второй такой рециклер (обеспечим ими два наших производственных
участка).
Добавлю, что мы занимаемся содержанием дорог протяженностью более 374 километров, из них 174 — в твердом основании и 200 грунтовых. Вторые мы тоже регулярно приводим в порядок: занимаемся профилированием, подсыпаем инертные материалы (это и поселки городского типа, и дачные маршруты).
Готовь сани летом
— Как идет подготовка к зимнему сезону?
— Как только заканчиваем зимнее содержание дорог (это 15 апреля), сразу начинаем готовиться к новому зимнему сезону. Народная мудрость гласит: готовь сани летом. На самом деле, так и получается. 15 октября мы начинаем мероприятия по зимнему содержанию дорог.
В настоящий момент производим переоборудование техники, закупили необходимое количество запасных частей. Также занимаемся ремонтом транспорта, это плановые сезонные работы.
Основные машины, которые мы задействуем в содержании, – это КДМ (комбинированные дорожные машины), имеющие нож, щетки и бункер с песчано-солевой смесью.
Причем в этом и прошлом годах мы применяем эту смесь с речным песком (в нем нет глины, он не задерживает воду). А в качестве химического реагента, который занимается плавлением кристаллической решетки льда, используем соль «Галит». Кстати, уже подготовлено 60 процентов от необходимого количества песчано-солевой смеси подсыпки для профилактической обработки тротуаров и проезжей части. Если вдруг выпадут осадки, такая подготовка поможет избежать образования ледяных накатов на проезжей части.
— За погодой постоянно следите?
— У меня на телефоне находится пять различных страниц авторитетных сайтов метеоданных. Это одна из наших обязанностей – метеоподготовка и метеопланирование. Учитывая, что технических средств такого профиля в регионе нет, используем данные с этих ресурсов и опираемся на свой опыт. Это помогает спрогнозировать ситуацию на день. Если надо, оперативно отреагировать, стянуть дополнительные силы и технику. Как видите, все, что у нас есть, помогает избежать последствий и снизить риски, которые несет погода, точнее, непогода (будь то резкая оттепель зимой или обильный снегопад). Так что все наши силы и средства направлены на то, чтобы встретить любые ситуации во всеоружии и сделать всё возможное ради комфорта горожан.
Беседовала Елена МУЗЫКАНТ.
Фото автора и «Дорожного хозяйства»