Премьера «Звезды неугасимой»

29 ноября 2024 года в Национальном музыкально-драматическом театре Республики Коми — премьера драматической поэмы Светланы Горчаковой и Виктора Кушманова «Югыд кодзув» («Звезда неугасимая»). Постановка заслуженного деятеля искусств РФ Светланы Горчаковой, художник-постановщик – заслуженный художник РФ Игорь Баженов, художник-технолог – Надежда Буторина. Композитор спектакля – заслуженный артист России Александр Ветошкин.

Постановка по биографии, письмам и произведениям Виктора Алексеевича Савина была посвящена великого коми драматурга, поэта, журналиста, основателя коми театра. Этот спектакль был в первый раз поставлен 30 лет назад, так же Светланой Горчаковой, но ещё в драматическом театре им. В. Савина. Тогда эта постановка получила Государственную премию Коми АССР. В 2018 году спектакль был в первый раз поставлен в Национальном театре, к 130-летию В. Савина, премьера прошла всего один раз, а затем из-за долгого ремонта показ  этого крупного по декорациям спектакля был отложен.

Виктор Савин – человек, судьба которого неразрывно связана с коми культурой, а коми культура прочно ассоциируется с его именем. По сути он сам и создавал коми культуру, и отдал жизнь развитию коми национального искусства, попав в жернова НКВД как националист, и был уничтожен. Его авторства более 30 пьес, но большинство не дошли до нас, потомков, хотя литературные круги того времени считали эти пьесы шедевром коми литературы. Пьесы «Райын» («В раю») и «Инасьтöм лов» («Неприкаянная душа»), «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» («На восходе солнца цветок увял»), на основе которых создан этот спектакль, изучали литературоведы России и ставили их на один уровень с мировой классической литературой.

В спектакле есть место и комедийному, и трагическому, здесь Рай и Ад Виктора Савина: если Рай – это его творчество, то Ад – это незаслуженное наказание за это творчество, за то, что он преданно любил свой народ. На одной сцене появляются и сам Виктор Савин (заслуженный артист РФ Александр Ветошкин) и его герои, в том числе один из самых известных его персонажей – Сюзь Матвей (артист Александр Канев).

Уже больше века коми народ знает Сюзь Матвея, а дилогия то и дело ставится в любительских театрах по всей Республике. А всё потому, что это комедия, близкая народу, а главный герой – простой коми крестьянин, широкой души, балагур, который нигде не пропадёт и везде будет уверен в себе – это Сюзь Матвей.

В спектакле герой также исполняет песни, подыгрывая себе на балалайке. Но его песни – не только частушки-прибаутки. В трагической песне «Кор ме вöлi мортöн» («Когда я был человеком») Сюзь Матвей воплощает уже горькие мысли своего автора Виктора Савина: «Красотам родной природы я уже не рад. Ведь за то, что я был человеком, за то мне уготован ад».

Спектакль сопоставляет автора и героя его пьес, становит на одну планку: Матвей как альтер-эго автора, такой, каким он был в жизни – в безмятежной жизни до репрессии. А. Ветошкину удалось показать смятение души известного деятеля, его раздумья, творческий труд, его переживания за будущее коми литературы, театра, культуры. Зритель выходит из зала с болью в сердце за незаслуженное наказание невинного человека и с мыслью – сколько бы он ещё мог сделать для коми народа!

Перед зрителем в спектакле разыгрываются шарады, и глубокая мысль постановки открывается перед теми, кто узнал эти образы. В сцене в Раю из одноимённой пьесы перед зрителем предстаёт не безликий Великий Бог-Саваоф, а моментально узнаваемая историческая фигура – Иосиф Сталин. Зрители отмечают, что этот ход очень к месту – с одной стороны, он исключает какую бы то ни было насмешку над религией, а с другой стороны – это правда жизни того времени: культ личности Сталина, идеологическое противостояние талантливой творческой личности и Вождя (а сколько же таких, как Савин, погибло без вины в то время?).

 Так же и образ Урядника, появляющийся в первом акте в отрывке из пьесы «На восходе солнца цветок увял», – это не только оппозиция Григория Сигерова, но и обыски, которые учиняли в доме Виктора Савина. За образом Апостола спрятан «правая рука» Сталина – Лаврентий Берия. Внешняя схожесть, легкий грузинский акцент, манеры выдают нам Берию в Апостоле, принимающем Сюзь Матвея в Рай. А в Хозяине Ада Антусе угадываются черты Ежова, наркома внутренних дел, личности действительно страшной: сколько невинных людей погибло по его приказу.

Спектакль увлечет зрителя в мистически-волшебный мир творчества известного деятеля, задев и историческую канву – тяжелые времена репрессий. Особенно будет интересен спектакль тому зрителю, который знаком с творчеством Савина. Даже те, кто читал его произведения, откроют для себя новое в этой постановке. Не случайно в ней много архивных данных. Какой трудной оказалась судьба этого творческого, интеллигентного человека и сколько бы он ещё смог сделать для своей любимой малой родины… Ком в горле появляется, когда в финале откуда-то сверху летят листы бумаги, и Виктор Савин в исполнении Александра Ветошкина говорит последние слова: «Нет, это не снег… Это падают мои ненаписанные стихи, мои ненаписанные пьесы, мои ненаписанные песни…»

Из отзывов о спектакле, 2018 год:

  «Здесь сильная сторона в том, что Сюзь Матвей – это и есть Виктор Савин. Музыкальность, фантазии, сатирические образы – всё показано интересно. А светлого, райского, человеческого не было, отсюда плакатность образа Савина. Но так задумано, наверное, все догадались, что это и есть подлинный Виктор Савин в образе Сюзь Матвея. Он и в жизни-то такой же был».

(Н. Митюшёва)

  «Режиссёр спектакля Светлана Горчакова не просто вновь окунула нас в мир произведений Савина, но и показала дух исторической эпохи, в которой жил Виктор Савин. Живая реакция зрителей, острые дискуссии во время антракта, желание почитать самого Савина всё это как нельзя лучше свидетельствует, что спектакль удался».

(С. Козулина)

 «Искромётность коми речи – национальная черта. Режиссёру удалось сохранить и показать юмористический талант Виктора Савина, при том, что тема спектакля весьма серьёзна, в общем сюжете переплетается несколько очень разных сюжетных линий: здесь и политика, и мистика, и национальный колорит быта, и трудные будни поэта. Всё это многообразие сюжетных линий очень умело было воссоединено в гармоничное целое. О каждом персонаже можно сказать много хвалебных слов. К примеру, артистами отлично были представлены образы Сталина, Матвея, Поэта, которые зрителями были отмечены особо.

Да, надо признать, это был настоящий триумф. Триумф НАЦИОНАЛЬНОГО театра, триумф слаженного коллектива».

(Н. Веклич)