Валентина Сергачёва: «Мы научились ценить главное — мир»

Дети войны… Сколько испытаний им пришлось пережить, сколько страданий выпало на их долю. Одна из них — сыктывкарка, «Отличник народного образования РФ» Валентина Сергачёва. 9 мая ей исполнится 85 лет. Мы расскажем о том, какую печать на её семье оставила Великая Отечественная война и какую роль Валентина Николаевна сыграла в развитии сферы образования города.

Гармошка, танцы и слезы
— Как жили в военное время, в силу возраста помню слабо, только по воспоминаниям родных, — говорит Валентина Николаевна. — Мы жили в кирпичном доме на улице Кирова, за зданием пожарной охраны. Мне был всего год, когда папу призвали на фронт. К тому моменту Николай Александрович Сергачёв окончил командирские курсы в Архангельске. В конце мая 1941 года он приехал в отпуск в Сыктывкар, где мама — Мария Андреевна — работала заместителем директора межрайонной базы «Комирай-
потребсоюза».
Это был счастливый месяц с женой и дочкой. А потом грянуло известие, что гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз…
Валентина Николаевна припоминает рассказы мамы, как проходили проводы отца на фронт. В тот июньский день народу на пристани собралось столько, что казалось, здесь собрался весь Сыктывкар.
— Мама рассказывала, что на берегу кто-то играл на гармошке, другие даже приплясывали, а женщины, глядя на мужчин, плакали. Потом были последние слова прощания, и мужчины взошли на пароход, — продолжает она.

Грелись, читая письма с фронта

А дальше молодой женщине пришлось привыкать жить одной. Было тяжело: очереди, карточная система, ожидание писем с фронта, работа, порой бессонные ночи с ребёнком… Выходом стало решение Марии Андреевны уехать в село Сторожевск, где жили её мама и другие родные.
Там она продолжила трудиться в системе Райпотребсоюза. Наша героиня вспоминает один примечательный случай. Как-то зимой работников этой организации направили на лесозаготовки. До делянки было пять-шесть километров, добирались пешком. Но в какой-то момент заплутали, потеряв тропу. На дворе — минус 20 градусов. Тогда Мария Сергачёва отправилась назад, чтобы уточнить маршрут. Бежала, понимая, что там, в лесу, ждут люди. Мокрая от пота фуфайка превратилась в ледяной панцирь, когда Мария вернулась назад. Дошли до делянки, отработали целый день и вернулись домой. Хворать, мол, было некогда.
— Не помню, чтобы мама как-то жаловалась и причитала, — говорит Валентина Николаевна. — Но перед глазами ярко встаёт картинка из детства: я, мама и бабушка отогреваемся на тёплой печке, читаем папины фронтовые письма и напеваем «Тёмная ночь» или «Бьётся в тесной печурке огонь». При этом у мамы всегда катились слёзы. Она не вытирала их, думала, что я не замечаю.

Рухнувшие надежды
Что такое работать товароведом, а потом председателем Райпотребсоюза на селе? Надо обеспечить всем необходимым население района (12 деревень, отдаленность от центра которых до 100 километров). Имелись две грузовые машины, но в основном доставляли всё лошадями.
— Один за другим после войны возвращались в село мужчины, кто без рук, без ног, кто с контузией. Только мой отец не вернулся. Сватались к ней кавалеры, и не раз. А мама не могла забыть своего Николая, не верила, что такой весёлый и лёгкий человек мог погибнуть. А как он плясал «Сербияночку»! В Сторожевске ходили в клуб именно «смотреть на Сергачёва», — вспоминает наша героиня.
И вот однажды в Первомай почтальон принёс в райпотребсоюз пачку писем. Молодая женщина просмотрела фронтовые треугольники и вскоре извлекла конверт на её имя, подписанный незнакомым почерком. А там — страшное известие: «Ваш муж, старший лейтенант Сергачёв Николай Александрович, пал смертью храбрых». К письму были приложены два наградных удостоверения — на орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда». Так Синявинские высоты, где довелось воевать нашему земляку, отняли жизнь мужа и отца, а вместе с этим и надежды Марии Андреевны.
— Маму поддерживали сестры — Наталья, которая в военные и послевоенные годы работала председателем колхоза, Анна и Евдокия, трудившиеся там же. Я с трепетом вспоминаю песни, которые пели родные, когда собирались вместе. Выводили тихо, слаженно, с душой. В этих песнях были невыплаканные слёзы, горечь утрат и несбывшиеся мечты, — не без грусти рассказывает Валентина Николаевна. — Но с Божьей помощью всё они выдержали, наши святые женщины. Помню эти огрубевшие от тяжёлой работы руки, которые умели всё: шить, жать, косить, пилить, колоть. И нас, ребятишек, приласкать.

Трудились с малых лет
В 1953 году Марию Андреевну избрали председателем местного Райпотребсоюза и приняли в члены КПСС. И тут она добросовестно выполняла свои обязанности. Члены профсоюза избрали её ещё и неосвобождённым председателем райкомитета профсоюзов. Десять лет посвятила она этой общественной работе.
— Мама была великой труженицей, работала с полной самоотдачей. При этом успевала отдавать тепло и родным, поддерживала их. Такой она осталась не только в моей памяти, но и в памяти моей дочери, родных, коллег и односельчан, — дополняет наша собеседница. — Возможно, стойкий характер передался мне от неё по наследству. В целом нашему поколению детей войны в жизни очень помогала трудовая закалка. Мы не пасовали перед трудностями и везде старались работать достойно.
Уже с пятого класса маленькая Валя после уроков вместе с другими сверстниками заготавливали дрова для школы. А летом пропадали в полях, помогая на сенокосе, трудились и при фермах, в том числе выносили навоз, помогали кормить скот. А в десятом классе выехали в деревню в Корткеросском районе, где работали целый месяц. За хорошую работу им вручили ценный подарок — радиоприёмник. Ребята подарили его школе.

Из парторганов – в училище
После школы Валентина Николаевна поступила в Коми государственный пединститут, окончила его, став учителем русского языка и литературы, а также коми филологом. Она признаёт, что на хороших людей ей всегда везло: они были и в работе, и просто в жизни. С 1963 года трудилась преподавателем Нарьян-Марского училища, спустя пять лет – Сторожевской средней школы, а с 1969 по 1976 годы была завучем по учебной работе школы № 22 Сыктывкара. Её организаторские качества и умение принимать правильные решения не остались без внимания. В 1976 году её назначили секретарём Эжвинского райисполкома, с 1978 года пять лет работала секретарём Эжвинского райкома КПСС. Затем была секретарем Куратовского райкома КПСС, а позднее – сыктывкарского горкома КПСС.
— В декабре 1988 года меня пригласили в Сыктывкарское пед-училище имени И.А.Куратова и предложили его возглавить, — вспоминает она. — Училище переживало сложное время: от полуразрушенного здания оставались только стены, студенты занимались в пяти разных районах города.

Педагог, стратег, новатор
О дальнейших годах на этом посту вспоминает коллега нашей героини Ольга Уваровская. Она подчёркивает, что благодаря упорству и умению работать с людьми Сергачёвой удалось буквально за полгода завершить капремонт учебного корпуса и начать новый 1989 год в преображённом здании. За короткое время обновилась и материальная база: художественно-графическое отделение перешло в новое учебное заведение, построили лыжную базу — даже с баней для реабилитации спортсменов, мини-поликлинику, отремонтировали общежитие на 600 мест. Началось строительство нового общежития, заработал Центр социальной помощи студентам.
Валентина Николаевна пригласила к управлению училищем самых лучших руководителей учебных учреждений города. Вместе создали инновационную команду, которая загорелась идеей непрерывного педагогического образования «Лицей — колледж — вуз». Директор сумела воодушевить коллектив на необходимость перевести училище в новый статус. Ещё до аттестации открыли новое структурное подразделение «Лицей» и уже в 1993 году, после аттестации и аккредитации в Москве, в Минобразования РФ было принято решение о преобразовании учебного заведения в колледж, причём первый в республике.

С заботой о людях
— Член президиума регионального Союза женщин, активист движения «Коми войтыр» Валентина Николаевна выступила как делегат первого съезда Коми народа на собрании по проблемам подготовки педагогических кадров в республике, — вспоминает Ольга Уваровская. — Вдохновленная, увлечённая настроем съезда, она организовала свой первый в республике среди ссузов национально-культурный центр. Ставка делалась на воспитание у будущих учителей любви к своей республике. Этот центр вскоре стал основной площадкой для всех землячеств, встреч писателей, поэтов и музыкантов республики. Эту миссию несёт и сегодня.
В сентябре 1997 года Валентину Сергачёву пригласили на должность начальника отдела по делам ветеранов при заместителе Главы РК. В течение пяти лет она объездила все районы Коми, проверяя, как ветеранов обеспечивают дровами, лекарствами и как их обслуживают медики. Если где-то были нарушения, обязательно добивалась справедливости, доказывая в высоких кабинетах, что уважаемые фронтовики и труженики тыла достойны всемерной заботы государства. И её слышали.
— Оглядываясь назад, могу сказать: мне всегда везло на хороших людей, — говорит напоследок Валентина Николаевна. — Мы — люди, на судьбах которых свою печать оставила война, лишённые в детстве простых радостей и с малых лет трудившиеся наравне со взрослыми, научились ценить самое главное: близких и мир в нашей стране. Сегодня, в наши дни, эту ценность осознаёшь ещё больше.

Елена МУЗЫКАНТ.
Фото из архива героини
и Надежды Дорофеевой