Коми «Баба гожӧм» на фестивале «Майатул»
Коллектив Национального музыкально-драматического театра Республики Коми принял участие в XV международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в Йошкар-Оле, где показал лирическую комедию по пьесе Алексея Попова «Баба гожӧм» (Бабье лето). Фестивалю уже 32 года, проводится он раз в два года, коми театр – один из его постоянных участников. Название «Майатул» переводится как «Огонь в очаге», и цель этого фестиваля – сближать наши родственные народы, поддерживать многолетнюю дружбу национальных театров, обмениваться опытом. В этом году спектакли были самых разных жанров и тем: традиционные фольклорные, новый взгляд на классику, современная драма, фантастика.
Два года назад коми театр показывал на «Майатуле» спектакль «Эзысь шабді» (Серебро льна) и привез восторженные отзывы жюри и диплом в номинации «Лучший актерский ансамбль». На этот раз члены жюри также отметили слаженную актерскую игру, живое существование на сцене, безупречный вокал и ощущение радости, которое оставляет после себя спектакль «Баба гожӧм». В спектакле играют: Вася — заслуженный артист России Александр Ветошкин, Настя — народная артистка Республики Коми Валентина Соколова, Дарья — народная артистка Республики Коми Зоя Осипова, Марья — артистка Карина Игнатова, Павел — артист Александр Канев.
На следующий день после показа было обсуждение спектакля членами жюри – театральными критиками:
Эвика Сивакова (г. Санкт-Петербург): «Прелесть этого спектакля в невероятном обаянии и харизме актеров. Существуют очень органично в этих сценических обстоятельствах. Спектакль оставляет светлые чувства, он развлекательный, незатейливый. Хочется похвалить сценографию: замечательное решение с этими полотнами. Актеры очень сыгранные, все друг друга прекрасно чувствуют. Я получила удовольствие от того, как вы здорово пели, как существовали. Я видела, как зрители смотрели с удовольствием на вашу игру.»
Марина Корчак (г. Москва): «Когда открывается занавес, мы видим эту потрясающую картину, куда захотелось лично мне вбежать и жить там, среди этих стен из тканых полотнищ, одеться в эти роскошные костюмы, пройти в дефиле по Красной площади, потому что они выполнены с прекрасным вкусом и сидят на девушках безупречно. Да, спектакль простой, но зрителя мы и так мучаем всё время: вы должны обязательно увидеть содержание, понять, и мы совсем перестали думать о зрителе, который пришел получить радость, получить хоть и не новую, но приятную информацию, которая сделана с юмором, красиво и с любовью. Имя Светланы Горчаковой я давно знаю. В прошлый раз, когда я увидела спектакль «Серебро льна», я обалдела: я вообще не знала этой культуры, этих спектаклей, этой формы музыкально-народной, это для меня было откровение. Сейчас вы привезли другую работу, которая сделана по своим законам, и не надо там сложной психологии: вот пришёл Вася с этим узелком, а там что-то лежало такое, и минут пятнадцать я говорила своей соседке: пусть он скажет, что там, я волнуюсь. Они обыгрывают всю эту историю, и это было сделано очень хорошо. Душа моя отдыхала. Надеюсь, мы с вами встретимся еще много раз.»
Нияз Игламов (г. Казань): «Исходное событие здесь – отсутствие мужчин в деревне. Есть один мужчина, но он дважды закрыт: во-первых, он брат, а во-вторых, он влюблён в Настю. Понятно, что соседке и сестре придется ждать кого-то с того берега, кто приедет по реке. В тексте нет ни одной увязки с социальным статусом героев и временем, когда происходит действие. Когда не очень знаком с данным народом, мне хочется увидеть какое-то этническое своеобразие, не столько костюмы и предметы быта, а психологию, менталитет, через привязку ко времени и социальному статусу. С другой стороны, я вижу, что это очень зрительская работа, что спектакль активно пользуется спросом. Немного непонятно по пьесе, почему главная героиня мучает этого парня? Да, она один раз обожглась. Но у этого героя Васи ни одного минуса. Он бы сейчас считался с точки зрения радикального феминизма образцовым мужчиной. Мужчина-мечта. У него есть один минус – не гармошке не играет, но и то он его перебарывает. Меня очень радует, как работают актеры, как всё точно делают. Мне даже очень жаль, что мы не видим, приплыл ли кто-то к соседке Дарье. Потому что по эмоциональному настрою спектакля хочется, чтобы все были счастливы. Я получил удовольствие от слаженной игры, партнерского существования, цельности образов, настроенности актеров не на какой-то результат, а на процесс игры в этом спектакле.»
Екатерина Морозова (г. Москва): «Я видела у вашего театра «Биармию» и «Левшу», Александр Канев играл Царя. Спектакль был для меня противоречивым, но Царь был убедителен. Я еще раз убедилась, что любой ваш спектакль производит впечатление честной, увлеченной работы. Жанр указан как лирическая комедия, вы его полностью отрабатываете. Там много лирики, комизма, житейской сущности. Безусловно, у вас этот спектакль пользуется спросом у женского населения, потому что несчастная женская доля, которая заявлена в первой части спектакля, вдруг чудесным образом разрешается счастливо. Вера в предлагаемые обстоятельства стопроцентная у каждого актера, но отдельно выделю Александра Ветошкина: мало того, что «мужчина-мечта», очень точное попадание и цельная актерская работа от начала до конца. Прекрасная работа Анастасии Денисовой как художника-сценографа. Это практически идеальный сказочный, этнически стилизованный мир. Где-то там существует какая-то волшебная речка, откуда приплывают женихи. Прекрасные костюмы – это какая-то музейно-краеведческая история. Прекрасные вокалисты. Хорошая, точная работа Валентины Соколовой, особенно хороши вы в дуэте: друг друга отражаете, находитесь в хорошем внутреннем конфликте. Хотелось бы подольше потянуть интригу с братом, чтобы не так быстро всё раскрывалось. Согласна с коллегой Ниязом Агламовым, что хотелось современного звучания, это всё-таки про жизнь, почему зрителям очень нравится – потому что про нашу жизнь, и очень многие женщины соотносят себя и проживают всю эту историю, хотят хэппи энда. Я получила вчера удовольствие. И хотела бы увидеть вас в серьезной драматургии.
Дина Давлетшина (г. Уфа): С прошлого фестиваля я уехала под большим впечатлением от вашего спектакля «Серебро льна», потрясающе красивый спектакль. Дарью – Зою Осипову помню еще по «Серебру льна», какая там была живая сцена на посиделках у ее героини. Я хочу вас поблагодарить, что вы мне давали понять, о чем поют, переводили песни. Надо сказать, что музыкальный материал подобран здесь в привязке к сюжету. Даже в песнях звучат имена героев. Классная задумка, когда гармошка случайно звякнула. Интересный момент, когда появляется Павел. Вы входите с такой глупой физиономией, что я вас уже просто обожаю. В этот момент вы уже всех берёте. Настя – затейница в этом спектакле. А может, она правильно делает – покрепче Васю привязывает? Вы очень органично существуете в дуэте. Мне интересно за всем наблюдать: взгляды, повороты, сугубо актерское. Просто безупречно всё, что вы все делаете с вокалом, браво. Песни возникают органично. И деликатно работает звукорежиссер, талантливый человек. Я почему на этом останавливаюсь – татары обожают музыкальные спектакли. Достаточно добавить слово «музыкальный», а еще и слово «комедия» — всё, вал зрителей, друг другу рекомендуют. Прекрасная сценография, какой деликатный художник! У меня в голове сразу всплывает фраза «неяркие краски севера». Мне не важно, где они живут, достаточно того, что на берегу реки. И непринципиально, есть ли еще жители в этой деревне. Меня не интересует ни время, ни социальные вопросы, потому что это всё не про это. К этому спектаклю надо относиться как милой сказке для взрослых.»
«Майатул» проходил с 24 по 31 мая, по итогам фестиваля Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми получил приз в номинации «Лучшая сценография», художник – Анастасия Денисова.
В XV фестивале «Майатул» приняли участие девять национальных театров из республик Марий Эл, Коми, Карелии, Удмуртии, Мордовии, Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа, и впервые фестиваль был открытым – кроме театров финно-угорских народов в нем приняли участие в качестве гостей национальные театры из Калмыкии и Татарстана.
Евгения Савина